Русский чай: русская посуда для чаепития, чайные традиции

Компания «Чайные традиции» – официальный дистрибьютор чая высших и элитных сортов со всего мира, на рынке с 2007 года.

 За это время компания зарекомендовала себя, как надежный поставщик качественной продукции. Партнеры ценят нас за широкий ассортимент, высокое качество продукции, своевременные поставки, доступные цены.

Миссия компании – поставка эксклюзивных и высших сортов чая от ведущих фабрик со всего света.

Мы реализуем лучший чай от проверенных поставщиков со всего мира, в ассортименте компании свыше 2000 сортов и наименований. Продукция сертифицирована, предоставляем все необходимые документы.

Наши клиенты – оптовые покупатели, в Москве и по всей стране, мы поставляем продукцию для кафе, баров, ресторанов, магазинов, предприятий и других крупных и мелкооптовых фирм и организаций. Высокое качество продукции, производство и условия хранения в компании контролируют технологи.

Русский чай: русская посуда для чаепития, чайные традиции

Объема заказа

Русский чай: русская посуда для чаепития, чайные традиции

Частоты исходящих заявок на продукцию

Русский чай: русская посуда для чаепития, чайные традиции

Срока сотрудничества

Постоянные и крупные заказчики могут получить дополнительную скидку. Наши менеджеры в телефонном режиме предоставят информацию о текущих акциях и спецпредложениях.

Русский чай: русская посуда для чаепития, чайные традиции Русский чай: русская посуда для чаепития, чайные традиции Русский чай: русская посуда для чаепития, чайные традиции

Покупателю предоставляются полный пакет бухгалтерской и сопроводительной документации, в том числе гигиенические сертификаты и сертификаты качества.

Получить прайс-лист Русский чай: русская посуда для чаепития, чайные традиции Русский чай: русская посуда для чаепития, чайные традиции Еще отзывы

  • Русский чай: русская посуда для чаепития, чайные традиции Позвоните нам
  • Русский чай: русская посуда для чаепития, чайные традиции Пришлите логотип
  • Оформите заказ
  • Произведите оплату
  • Получите товар удобным способом

Каталог Каталог Каталог Каталог

Источник: https://teatraditions.ru/

Почему в России забыли свою чайную церемонию

Китайское, японское, узбекское или даже турецкое чаепитие. В Москве — когда-то главном чайном городе России — можно выбрать чайную церемонию на любой вкус. Не осталось только чаепития русского. Оно, в общем-то, забыто. И не только в Москве. Почему так произошло? «Родина» разбирается в Международный день чая, который отмечают 15 декабря.

За сто лет русская традиция чаепития растворилась, как кусок сахара в кипятке. Повлияла и революция, после которой было не до чаепитий и трактиров. Потом, правда, вновь появились чайные. Но они скорее были теми же столовыми.

Русский чай: русская посуда для чаепития, чайные традиции

Пьет – значит любит. Как в России боролись за трезвость

Правда, случались исключения. Например, Дмитрий Лихачев в своих воспоминаниях писал про одну такую чайную в Великом Новгороде:

«Поднявшись по крутой лестнице на второй этаж, мы попали в большое, очень светлое, с четырех сторон освещенное помещение. Стояли столы, накрытые белыми скатертями, на каждом столе — нарезанные горкой черный хлеб и ситник. По двое и по трое сидели за отдельными столиками уставшие от дел люди. Ели, разговаривали. Никакого вина или пива. Все чинно, негромко…

Нам принесли на каждого «пару чая», то есть большой чайник с кипятком и маленький со свежезаваренным чаем. Принесли сахарницу с твердыми кусками сахара, позволявшими пить вприкуску, если бы мы захотели.

Как часто я думал потом, что такие чайные были у нас когда-то повсюду. И их не случайно разгромили: слишком удобно в них было разговаривать, вернее — беседовать на разные темы. А это было слишком опасно для властей.

Работать и молчать, верить всему официальному — ничего более».

Русский чай: русская посуда для чаепития, чайные традиции

Как за столетия изменились чайный бизнес и чайная культура России

Как и тогда, подобные заведения в русских городах сейчас — исключение из правил. Русское чаепитие не только иностранцами — русскими людьми зачастую воспринимается если не как экзотика, то как что-то необычное.

У кандидата исторических наук Ивана Соколова, который занимается изучением истории чайной торговли в Российской империи, такой взгляд на ситуацию:

«В чайном бизнесе муссируется тема «русской чайной» для интуристов: с иконой в красном углу, самоваром, баранками, плясками и т.п. У меня нет сомнений, что скоро китайский чай будет продаваться китайским туристам под русские частушки и бренчание балалайки. И через чайные для интуристов тема может стимулировать рост интереса к нашей собственной культуре».

Русский чай: русская посуда для чаепития, чайные традиции

Пока в Москве и других русских городах привычнее чайхона, а не чайная с традиционным самоваром, баранками, вареньем и иконой в красном углу. Можно найти ресторан с деревянными лавками, печью, чугунами, стилизованный под избу. Но там не закажешь чай «с алимоном» или «с полотенцем» (это когда пили до испарины), как в старых московских трактирах.

Русский чай: русская посуда для чаепития, чайные традиции

Кухня Родины: Древнерусские десерты для праздничного стола

Теперь принято считать, что пить чай с пряниками, вареньем, пирогами, белевской пастилой и другими заедками (сладостями то есть) нужно дома.

К тому же ритм жизни вырос — и кофе с собой чувствует себя в нем увереннее, чем чай из самовара. И все-таки должна быть альтернатива. У каждого есть любимая точка, где можно взять кофе с собой.

Точки, где всегда можно присесть у самовара и перевести дух — нет.

Историк и один из самых известных знатоков русской кулинарии Вильям Похлебкин в своей книге «Чай. Его типы, свойства, употребление» отмечает:

«Вплоть до революции «большинство крестьянского населения, особенно в европейской России, не умело ни приготовить, ни правильно пить чай, «балуясь им» только по праздникам, при посещении городов, в трактирах».

Русский чай: русская посуда для чаепития, чайные традиции

Но из исследований крестьянского быта становится понятно, что это не совсем так.

До революции чаем измеряли рабочий день, свидетельствует Сергей Виданов в свой работе «Промыслы крестьян Подольского уезда Московской губернии середины XIX — начала ХХ века».

В частности, он приводит исторические документы, в которых описывается, в том числе, быт кустарей. Вот типичный день крестьян, занимавшихся изготовлением телег и саней:

«Работать они начинают в 6 часов утра. В летнее время заканчивают в 9 вечера. С 8 сентября тележники удлиняют свой рабочий день на 1 час. Ни летом, ни зимой после обеда они не отдыхают. Чай пьют в 6 часов утра, как встанут. Завтракают в 10 часов. В 12 часов пьют чай. Обедают в 3 часа. И около 6 часов вечерний чай».

Русский чай: русская посуда для чаепития, чайные традиции

Кухня Родины: Самовар кипит — уходить не велит!

Конечно, чай был разным по качеству. Лучшие сорта были по карману не всем, но, как правило, все старались найти деньги на качественный напиток. И чаепитие было популярно и среди крестьян, и среди мещан, и среди купцов.

Даже в самом утонченном петербургском салоне Карамзиных в центре гостиной стоял самовар и подавали чай. Об этой чайно-самоварной традиции, распространенной в России повсеместно, с восторгом отзывались приезжие. О традиции, про которую забыли. Или о которой заставили забыть.

Так же, кстати, забыли и другой русский напиток — сбитень.

  • Еще Владимир Гиляровский, описывая Охотный ряд, отмечал:
  • «Сбитенщики разливали, по копейке за стакан, горячий сбитень — любимый тогда медовый напиток, согревавший извозчиков и служащих, замерзавших в холодных лавках».
  • Другой бытописатель Москвы — 1840-х годов — Иван Кокорев подчеркивал, что именно москвичи особенно полюбили чай:
  • «Другие города, строго преданные дедовским обычаям, довольствовались сбитнем, отваром мяты и липового цвета, а Петербург пробавлялся кофеем».

А теперь… Например, в единственной точке быстрого питания в Кремле — она у Тайницкого сада — осенью (может, теперь все стало лучше) предлагались бургеры, сэндвичи, хот-доги и картофель по-деревенски. Чая не было — только кофе. Возможно, даже американо.

Русский чай: русская посуда для чаепития, чайные традиции

Если выйти за кремлевские стены, в городе можно выбрать ресторан с любой кухней. Но при всем этом изобилии заведения с русским чаепитием не найти. Это когда, как пишет Кокорев, «везде слышите почти исключительное требование чаю, звон чашек, одни посетители сменяются другими, жаждущими, подобно им, чаепития. Словом, где без чаю нет спасенья».

Покупая чай в сетевых магазинах, спасаться приходится, как правило, зарубежными марками. Чай Кузнецова, Высоцкого, Спорова, Соловьева, Перлова, Некрасова остался там, в дореволюционной пыли. Примерно такую чайную пыль теперь продают в пакетиках под видом чая.

Русский чай: русская посуда для чаепития, чайные традиции

Русский чай: русская посуда для чаепития, чайные традиции

Наши все! Читатели «Родины» читают стихотворения Пушкина

Среди этого многообразия есть едва ли не единственный российский бренд. Он известен, в том числе, коллекцией, посвященной Пушкину. Это неудивительно, ведь тот же Вильям Похлебкин в своей книге «Кушать подано» подчеркивает:

«По всему роману «Евгений Онегин» рассеяно в разных местах не менее десятка различных упоминаний о чае; в то время как кофе упоминается в романе лишь трижды и без всяких особых эпитетов».

Можно вспомнить это:

Но дверь тихонько отпирая,Уж ей Филипьевна седая Приносит на подносе чай.

«Пора, дитя мое, вставай»…

Или это:

Разлитый Ольгиной рукою,По чашкам темною струеюУже душистый чай бежал,

И сливки мальчик подавал…

Понятно, какой напиток предпочитал сам Александр Сергеевич.

Русский чай: русская посуда для чаепития, чайные традиции

Есть еще краснодарский чай и чай со слоном, который сейчас позиционируют как «тот самый». Но не дореволюционный, а советский, то есть индийский.

Англичане привозили чай к себе как раз из Индии и с Цейлона по морю. Поэтому он ценился не так высоко, как китайский, который доставляли в Россию караванами и не пропитанным морской влагой.

Но англичане избежали потрясений, выпавших на долю России. Например, после революции одна из крупнейших российских чайных фабрик — Вогау — была национализирована и стала смешивать все сорта.

Экскурсовод, автор литературных маршрутов по Москве Ирина Чичкина рассказывает, что уже в 1918-м чай всех российских фабрик сваливали в одну кучу под «присмотром» комитета Центрочай.

Все чаи смешивались и распределялись по карточкам.

Почему русское чаепитие и чайные вчистую проиграли кофейням и барам

Такой товар, как чай, требовал профессионального подхода. Но революция все это прекратила.

Теперь любители настоящего чая заказывают его в Китае напрямую. Или заходят в чайные бутики — в лавку колониальных товаров, как говорили раньше. Но при всех разговорах о наращивании оборотов торговли с Китаем так и не появилось русского имени, компании, которая бы достойно представляла русский чай наряду с известными брендами для широкой аудитории.

Хотя годы вроде не революционные. Правда, некоторые чиновники уже предлагают населению довольствоваться «макарошками».

Кстати, про хлебные изделия. Они ведь неразрывно связаны с чаепитием, как и белевская пастила, вяземские, городецкие и тульские пряники. При этом традиционная русская выпечка — калачи, сайки, рогалики и бублики — если не исчезла, то близка к этому.

Вот, что можно увидеть, например, на полке с хлебной мелочью в обычном сетевом магазине: «Берлинский брецель», «Венский конвертик», круассаны, штрудель и булочки для гамбургеров. Но где традиционные московские хлебы?

Наверное, никто так не писал натюрморты с хлебом, как Илья Машков. Например, картину «Снедь московская. Хлебы» прописывают тем, у кого пропал аппетит. Но теперь традиционный московский калач дошел до ручки. Когда-то мякиш съедался, а дужку, за которую брались рукой, отдавали нищим. Отсюда и пошло это выражение. А еще «тертый калач», «никаким калачом не заманишь».

Теперь калач иногда можно найти в «Елисеевском» на Тверской, но он не так хорош, как тот, что выпекают прямо в Пятницкой башне Коломенского кремля. Муромские калачи (они даже на гербе города) сейчас на вкус как обычные батоны. Зато в Сергиевом Посаде прямо возле Троице-Сергиевой лавры в одном из кафе подают чиненые калачи (с начинкой). Тот же бургер, только по-нашему.

Читайте также:  Чай каркаде, состав, применение в медицине

Пару лет назад в Москве одно из сетевых кафе стилизовали под знаменитую Филипповскую булочную, которая когда-то была на Тверской.

Но хлебы — калач, бублик, наливашник, ватрушку, сайку — сделать, как тогда, не получилось. Рецепты требуют пересчета и доводки под новые виды хотя бы пшеницы.

Анна Масловская все квалифицированно объяснила вскоре после открытия Филипповской булочной нашего времени. Просуществовала она недолго…

История русских пряников: от «медового хлеба» IX века до 3D-печати

Но даже попытка сделать что-то отдаленно напоминающее те булочные и хлебные лавки, чайные и трактиры — уже шаг вперед. Ведь, как правило, нынешние новые пекарни сделаны в духе парижских буланжери с багетами или пончиковых с донатсами. Либо это просто лепешки из тандыра.

Хороший выбор. Но снова поднимается, как тесто в квашне, вопрос: где же при всем этом изобилии чай и хлебы? Вот и Илья Иванович Машков про свою картину говорил: «Хлебы» — это наша московская рядовая пекарня своего времени. И композиция вроде как безалаберная, нескладная, но нашенская, московская, тутошняя, а не парижская».

Традиции русского чаепития пытаются сохранять. Например, во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства проводят чайные субботы — это когда не только экскурсия с осмотром самоваров и старинной кухонной утвари, но и чаепитие в комнате, которую стилизовали под старомосковское чайное заведение.

Тут расскажут не только о том, как пили, но и как пьют чай. Например, на одном из мероприятий в древней Тотьме устраивают не кофе-брейк, а чайные паузы. Причем, у каждой паузы свое варенье.

А Светлана и Олег Колесниковы вообще придумали проект «Литературное варенье». Они путешествуют по России в поисках уникальных рецептов варенья, которое готовилось в усадьбах известных поэтов и писателей. Потом варенье в этой усадьбе приготовляется и употребляется. Конечно, с чаем.

Колесниковы никогда не заваривают чай из пакетов, не используют одноразовые скатерти и пользуются хорошей посудой, а не пластиковыми чашками и тарелками.

— Через кулинарию, через чаепитие, через варку варенья передаются традиции. За чайным столом всегда было плохим тоном сидеть молча. Всегда велись беседы, а на мещанском чаепитии еще и пели, — говорит Светлана. 

Они со своими «Литературным вареньем» укрепили традиции «вареньеварения» и чаепития в Воронежской и Липецкой областях, в Солотче под Рязанью, в Брейтове, что в Ярославской области. Там готовили к чаю брейтовский пирог с твердой грушей, черникой и брусникой.

Кухня Родины: Чем кормили Пушкина в гостях у семьи Гончаровых

— Раньше барышни предпочитали чай с яблочными чипсами. Причем они должны были быть с серединкой, желательно с косточками. Это давало хороший цвет лица и хорошую кожу. Мужчинам же советовали употреблять чай с корнем девясила, — делятся Колесниковы рецептами.

К чаю, по мнению Светланы, лучше всего подходит варенье из яблок с клюквой или брусникой, а еще любимое пушкинское ассорти из разных ягод.

В год 220-летия Александра Сергеевича особенно актуально.

Источник: https://rg.ru/2019/12/14/pochemu-v-rossii-zabyli-svoiu-chajnuiu-ceremoniiu.html

«Чайные русские традиции. Чайная посуда»

Русский чай: русская посуда для чаепития, чайные традиции

  • Классный час
  • Тема: «Чайные русские традиции. Чайная посуда»
  • Класс: 2 «Б»

Учитель: Панасенко Л. Д.

  1. Цели: — уточнить и расширить знания детей по
  2. теме «Посуда»;
  3. — познакомить детей с русскими чайными
  4. традициями, видами чая;
  5. -корригировать и развивать речь, память,
  6. мышление, внимание, мелкую моторику пальцев
  7. рук;
  8. — воспитывать и прививать правила поведения за
  9. столом во время чаепития.
  10. Оборудование: картины, иллюстрации, посуда,
  11. пальчиковая кукла «Петрушка»
  12. баранки, бублики, конфеты.

Русский чай: русская посуда для чаепития, чайные традиции

  • Ход занятия
  • I Организация начала занятия.
  • Здравствуйте, детишки,
  • Девчонки и мальчишки!
  • Мы сегодня к нам гостей,
  • Зазывали целый день.

Какой-то гость опоздал. Это Петрушка. Он нам будет помогать много интересного узнать.

IIСообщение темы занятия

Как называется наша страна? (Россия)

В нашей стране принято гостей встречать чаем, пирогами, бубликами и конфетами. Мы сегодня поговорим о русских традициях чаепития и о посуде для чая.

III Беседа по теме

Мы сидим за столом, но чего-то не хватает. Посмотрите на соседний стол. Что это?

  1. А) Посуда
  2. Петрушка рассказывает.
  3. Давно, давно на Руси вся посуда была деревянная. Русский чай: русская посуда для чаепития, чайные традицииРусский чай: русская посуда для чаепития, чайные традицииРусский чай: русская посуда для чаепития, чайные традиции
  4. Что это? (чашки, ложки, кувшин)

Из чего не пьют чай? (Кувшин) Эта деревянная посуда расписная. Что изображено на них? (цветы, ягоды, листочки)

Как называется посуда из которой пьют чай?

А какая сейчас чайная посуда? Глиняная, стеклянная.

Что это? (чайник для заварки, чашки, блюдца, сахарница, молочник)

Отгадайте загадку.

Что на русском столе самое главное? Отгадайте загадку.

  • Он гудит пищит
  • Только с виду он сидит.
  • К потолку пускает пар

Наш красавец …..(Самовар)

  1. Б) Физминутка. Музыкакльная песенка «Самовар»
  2. Самовар…. ( Дети под музыку водят хоровод, хлопают в ладоши, топают ногами)
  3. Как пыхтит самовар? (пых, пых, пых)
  4. В самоваре нагревают воду для чая. Русский чай: русская посуда для чаепития, чайные традиции
  5. В) Чай
  6. Петрушка спрашивает:
  7. Кто открыл чай?
  8. Прошло с тех пор, как открыли чай почти 500 лет.

Говорят, что козы. Наелись чайных листьев с вечно-зеленого куста и стали вести себя странно, заметно живее, чем обычно. Люди обратили на это внимание и стали собирать листочки и заваривать их.

  • На Руси любили травяные чаи.
  • Из каких растений можно заваривать чай?
  • Розы, Иван – чай, зверобой, липа, чага, морковь, смородиновый лист, лист малины, жасмина и другие растения.
  • Сейчас чай можно купить продуктовом магазине.
  • Он бывает в пакетиках, а бывает в коробочке и его нужно заваривать в чайнике для заварки.
  • IV Чаепитие

Угостим гостей нашим чаем. Дети помогаю ставить чашки на стол.

Ребята, а какое русское чаепитие без баранок, бубликов и конфет.

Как правильно сидеть за столом? Из чего мы пьём чай?

  1. V Итог занятия
  2. О чём мы сегодня говорили на занятие?
  3. Петрушка всех благодарит за внимание.

Источник: https://infourok.ru/chaynie-russkie-tradicii-chaynaya-posuda-1485275.html

Чайная церемония в России

Русский чай: русская посуда для чаепития, чайные традиции

История русской чайной церемонии

В конце 18-го века вместе с развитием железных дорог и морских путей чайная церемония в России начинает завоевывать своих почитателей и чай начал считаться русским национальным напитком. Чай начали поставлять в Москву, а позже в Харьков, Ростов, Одессу, Полтаву, и Астрахань.

Распространение русской чайной церемонии сопровождается изобретением самовара в 1778 году братьями Лисицыными. Ими была придумана специальная нагревательная система, благодаря которой, вода для чая всегда оставалась горячей.

В то время в 18-ом веке у чая был конкурент – сбитень – популярный напиток еще в Древней Руси. Сбитень готовился на основе лекарственных трав с медом.

Его пригоготавливали в сбитеннике, который внешне напоминал чайник, внутри него размещалась труба для закладки угля. Сбитенник стал своеобразным предшественником самовара.

И потом, когда уже появились самовары, в них охотно кипятили воду для чая и также готовили сбитень.

Если ранее чай считался непозволительной роскошью, то теперь его цена дешевеет и он вводится в довольствие русской армии. В городах открываются чайные заведения, которые так и называются – «Чайная».

Чай начали продавать в трактирах и на ярмарках. Постепенно чайный напиток начинают пить в домах. Вырабатывается свой чайный этикет и становится популярным приглашение в гости «на чай».

 Русскую чайную церемонию начали называть «Купеческой».

Набор для чайной церемонии в России

  • Самовар с кипятком
  • Заваренный в заварнике крепкий чай
  • Посуда для пития (чашки и блюдца)
  • Кусковой сахар
  • Сдоба (булки, баранки, плюшки, ватрушки, пироги)
  • Сладости (джем, варенье, мед)
  • Лимон

Горячий чай в России выпивали, наливая  его небольшое количество из чашки в блюдце. Во время потребления небольшое количество чая втягивалось губами. При этом издавался характерный звук – «Сёрбанье». Чем громче было сёрбанье, тем большее удовольствие было от церемонии. Существует даже фраза: «Пьет чай, как купчиха!» Она пошла именно от такой традиции пить чай.

Русский чай: русская посуда для чаепития, чайные традиции

Хочется отметить, что разновидности чайной культуры в России различались в зависимости от социальных слоев общества.

Например:

  • Дворяне практически полностью перенимали западную культуру пития. Они придерживались канонам Английской чайной церемонии. Потребление чая с некоторыми изменениями было заимствовано именно у англичан.
  • Мещане пытались объединить «купеческие» и «дворянские» элементы искусства чайной церемонии. На фоне самовара, баранок и пирогов они вели общение в стиле европейских изысканных светских салонов.
  • В купеческих домах чаепитие проводили с особым размахом: долгими часами купцы могли сидеть за чайными столами. Бывало, что они выпивали по двадцать чашек чая. Когда, выпив чашек десять, пустую чашку в сторону, это еще не был конец чаепития. А вот когда чашку переворачивали вверх дном и клали на нее сверху остатки сахара, это означало, что с чаем уже насладились полностью.
  • Для бедных людей чайный напиток имел особое значение и считался приятным угощением. Было принято приглашать гостей на чашку чая, и в этом случае можно было не рассчитывать на наличие обильного стола. Русский чай: русская посуда для чаепития, чайные традиции

К концу 19-го века чай начали пить из стеклянных стаканов с серебряными подстаканниками. Так можно было наслаждаться не только ароматом и вкусом, но и цветом напитка.

В наше время в России любят “гонять чаи”. Причем, для этого уже не нужны специальные атрибуты и антураж, главное – чтобы компания была душевная.

Источник: https://master-coffe.ru/chajnaya-ceremoniya-v-rossii.html

Русская чайная церемония

Русский чай: русская посуда для чаепития, чайные традицииЧайные церемонии других стран.
Чай – напиток, занимающий особое место во многих странах. Все знают об английской традиции вечернего чая. Ритуал этот выполняется всеми без исключения. Даже английская королева старается закончить основные дела до пяти часов вечера – времени для чашечки чая.

Известно и о японской версии чаепития. Япония является страной высокой культуры, а потому и проведение чайной церемонии идет в неспешном ритме. Участники наслаждаются каждой мелочью, как бы уходя в свой духовный мир. Во время японского чаепития невозможно суетиться и допускать до себя негатив. Главным в этом действе является возможность открыть свой внутренний мир для окружающих тебя людей.

Китайцы же наоборот уделяют внимание именно чаю. Человек получает не большую чашечку и смакует напиток. Именно так можно прочувствовать все тонкости вкуса и аромата предлагаемого продукта. Причем сначала человек оценивает именно аромат чая, и лишь потом старается его распробовать.

А как у нас?

Впервые о чае заговорили во время правления Петра Первого. До него русская нация пила компоты, кисели или же морсы. Но как только царь – реформатор посетил Европу, к нам прибыло много зарубежных вещей и традиций. В частности к нам попал и чай.

Читайте также:  Белый чай, как заваривать: тонкости церемонии

Сегодня невозможно представить, что день любой семьи обойдется без этого напитка. Но что же можно сказать о традиции русского чаепития? Во время сбора друзей или сослуживцев чай играет особую роль. Он как бы дает возможность собраться в одном месте и провести время в приятной беседе.

Не зря во многих художественных произведениях герои собираются за столом с самоваром, или в каком либо кафе, где можно взять чашечку чая и провести в беседе несколько часов, а то и целый день. При этом, не важно, есть ли что-то на столе кроме чая. В русском чаепитии важна скорее встреча и беседа чем сам чай и стол.

Но все-таки русская церемония имеет два варианта, которые хотелось бы рассмотреть более подробно.

Салонное чаепитие.

Если человек устраивает большой гостевой прием, то угощать людей чаем он будет в столовой или гостиной. Отсюда и идет название — салонная церемония. Как же она выглядит?

Для такой церемонии хозяйка дома может сделать особую выпечку. Это порадует гостей и может быть изначальной темой приятной беседы. Конечно, если гости принесут что-то купленное в магазине, вреда от этого не будет, но хозяева тоже должны как-то удивить и задать тон для общения.

Чаще всего часть процедур связанных с приготовлением чая происходит вне поля зрения гостей. Как правило, он готовиться в отдельном помещении и гости получают уже готовый продукт, выносимый к столу.

Так же стоит помнить, что салонная церемония подразумевает какой-то повод. К примеру, окончание какого-то важного проекта или же приезд давних друзей из другого города.

То есть такие чаепития делаются не просто так. Все чаще таких церемонии стали проводить в загородных кафе и ресторанах, найти которые в своем городе можно на сайте http://placevisor.com/.

А как же выглядит дачный вариант?

Если же чай пьётся на воздухе, то подход к действу несколько упрощается. На столе может не быть каких-то экстравагантных шедевров кулинарии. На свежем воздухе практически любая закуска будет смотреться, и вкушаться с огромным удовольствием. Естественно, если хозяйка дома вынесет гостям только что выпеченные плюшки или печенье против никто не будет, но если желания нет, то нет.

Второе отличие – чай готовиться на глазах у присутствующих. А это значит, что вся используемая посуда должна быть красивой и функциональной.

Согласитесь, не очень приятно пить чай из битой или сколотой в некоторых местах чашки? Или наливать заварку из чайничка с отколотым носом? Заварка может попасть как на стол, так и на одежду и вместо приятной беседы, вы получите испорченную встречу и такое же настроение.

Многие люди любят пить чай на воздухе и из-за возможности передвигаться по окружающему пространству. Если во время салонной церемонии человек практически все время сидит за столом, то в дачном варианте он может на время отойти в сторону или же вообще устроить не большую прогулку по саду, и это не будет считаться признаком дурного тона.

Еще одним плюсом дачного чаепития считается возможность устроить его просто так. То есть для такого варианта не нужно каких-то особых случаев или праздников.

Просто если появилось желание увидеть друзей или установилась хорошая солнечная погода, то почему бы не попить чаю на воздухе? Дачный вариант является несколько не формальным, позволяющим любому гостю чувствовать себя абсолютно свободным человеком.

Конечно же, это не означает, что можно положить ноги на стол, но и сидеть смирно гость не обязан.

Немного о посуде.

Посуда, подаваемая к столу, тоже имеет отличия. Если делается салонный вариант, чаще достаются сервизные наборы. Выдерживается общий стиль и это тоже по-своему настраивает на высокий лад встречи и предполагаемых бесед. В дачном же варианте, важно лишь чтобы посуда была целой и выглядела опрятно. Возможно, из-за этого по опросам русские люди больше любят дачные чайные посиделки.

К огромному сожалению, в последние двадцать лет традиции русского чаепития стали терять свою актуальность. Всё чаще люди пьют чай набегу и пользуются при этом не заваркой, а чайными пакетами. Да и времени душевно поговорить за чашкой крепкого чая с домашним варенье у нас все меньше и меньше.

Может быть, именно по этому люди радуются именно дачным посиделкам во время отпусков – это позволяет сохранить традиции русского чаепития с главным и важным элементом помимо чая, настоящей интересной беседой.

И хочется верить, что со временем люди вернут, и салонное чаепитие и будут собираться по торжественным праздникам как когда-то.

Ведь именно соблюдение давних традиции укрепляет не только семью, но и страну. И об этом говорят примеры Англии, Японии, Китая и многих других стран. А наша страна всегда славилась и своими традициями и гостеприимством. Чашка горячего чая в летний день в обществе хороших людей – что может быть лучше? Только если она будет не единственной. Ведь для своих друзей нам ничего не жалко.

Источник: https://teapoetry.com/russkaya-chajnaya-ceremoniya

Чайные традиции в России

  • Что же такое русское чаепитие?
  • Об изначальном отношении к чаю в России можно судить по подборке пословиц того времени.
  • Чай проклят на трех соборах, а кофе на семи.
  • Чай, кофе, картофель, табак прокляты на семи вселенских соборах.
  • Кто пьет чай, тот спасения не чай.
  • Кто пьет чай, отчаивается от Бога.
  • В дореволюционной России существовало множество чайных традиций.

Во-первых, в крупных городах были дворяне-аристократы, которые с незначительными искажениями копировали английскую чайную традицию. Подобное чаепитие было популярно в петербургских и московских салонах. Подобный «дворянский чай» был не столько потреблением продукта, сколько поводом для общения.

Во-вторых, существовала купеческо-помещичья культура чаепития. Это тот самый самовар, и обязательно большое количество сладостей и еды.

Из сладостей использовали сахар, мед, варенье, из еды – пироги с разнообразной начинкой (овощи, грибы, ягоды, творог, рыба и мясо), пряники, калачи, бублики. В чай часто добавляли спиртное – крепкие настойки и бальзамы.

Часто подобные чаепития являлись хитрым способом не голодать во время постов – вроде и не еда, а чашек семь с пирожками навернешь, да и возрадуешься.

В-третьих, существовала мещанская субкультура чаепития. Мещане – это чиновники, служащие, лавочники, разночинцы. В этой субкультуре наблюдается копирование «дворянского» и «купеческого» чаепития. От купеческого мещане пытались перенять изобилие еды на столах, а от дворянского – культурную программу. Именно благодаря чайным посиделкам мещан сформировался как музыкальный жанр романс.

В-четвертых, существовала субкультура русского чайного общепита. В России было очень много чайнопитейных заведений. В любом ресторане были «чайные столы», где клиенты откушивали в лучших традициях «купеческого» чаепития.

В-пятых, с большой натугой можно выделить отдельную чайную традицию «простого народа» — рабочих и крестьян. Настоящий чай в те времена был им недоступен. Чаще всего употреблялась смесь из трав (иван-чай, душица, зверобой, малина).

Как гласят старинные русские летописи, пить этот чудесный напиток надо было медленно, чтобы получить наслаждение и освободиться от дурных мыслей, болезней и забот. В какое бы время ни пришел гость, для него ставили самовар.

Хозяева по обычаю должны были выпить с ним чаю. Гости и домочадцы рассаживались за столом в строгой иерархии, по старшинству. Под образами сидели самые почитаемые гости или глава семьи с женой.

Разливать чай и потчевать сидящих за столом надлежало хозяйке, которая могла прибегнуть к помощи старшей дочери.

Чашку принято было передавать двумя руками с приветливой улыбкой и пожеланием: «На здоровье!» Принимая чай, полагалось отвечать: «Спаси Бог вас» или «Благо дарю вам». Эти слова произносились за столом так часто, что буквально пронизывали воздух и создавали ту особую добрую магию, которая так интриговала иноземцев.

Состав чая в России варьировался в зависимости от пристрастий хозяев, состояния их здоровья, пола, времени суток. К примеру, девицам полагалось пить только «девичий чай», основу которого составляли сушеные яблоки с сердцевиной и семенами.

Этот отвар помогал девицам долго оставаться белокожими и румяными. «Татьянин чай» из трех видов клевера, по преданию, способствовал поддержанию жизненных сил у Татьян, а также укреплял веру, надежду и любовь.

В «мужские чаи» часто добавляли корневища девясила, петрушки, зверобоя.

Можно долго гадать и спорить, были ли жители Руси первыми из европейцев, кто познакомился с чаем из Китая, или же то были жители Западной Европы, которые издавна посылали корабли в далекие страны, в том числе в неведомый Китай.

Еще в XIII в. венецианский путешественник Марко Поло добрался до Китая и провел там почти 17 лет. Составленное с его слов описание путешествия содержало, однако, всего лишь упоминание об увольнении императором в 1285 г.

министра финансов за недозволенное повышение налога на чай.

Чуть более трех столетий спустя в Китае побывали португальские мореплаватели, которые закупили там много необычных китайских товаров, и в их числе был чай, к которому в Европе отнеслись вначале не более как с любопытством. Исследователи указывают при этом дату: 1610 г.

Российские историки-исследователи отмечают факт того, что при Иване III, ставшем в 1462 г. «государем всея Руси», восточные купцы привозили в Москву китайский чай.

В правление царя Ивана Грозного о напитке «чай» рассказывали казачьи атаманы Петров и Ялышев, побывавшие в Китайской империи в 1567 г. Согласно ряду источников, в 1638 г.

целых четыре пуда сухого чайного листа привез в Москву российский посол Василий Старков, как подарок монгольского Алтын-хана царю Михаилу Федоровичу (первому царю, рода Романовых), который, впрочем, не проявил интереса к нему.

Московиты, тем не менее, уже стали познавать свойства чая, и в 1665 г. лекари посоветовали, лечение чаем царю Алексею Михайловичу, который «маялся болями в животе». Царю полегчало, чайный напиток произвел на него впечатление, и с того времени пошли регулярные закупки чая из Китая.

Вскоре Москва договорилась с утвердившимся тогда у власти в Китае императором Цинской (маньчжурской) династии о разграничении территории, мире и торговле, и в число товаров, подлежавших торговому обмену, вошел чай, который меняли в основном на редкие меха сибирского зверя. Подписанный в 1689 г. в Нерчинске договор закрепил эти договоренности и определил места проведения обмена. На российских рубежах таким местом стала Кяхта, через которую затем на протяжении более двух столетий следовали караваны с чаем для россиян.

Царь Петр I, как известно, еще в юности под влиянием «немецкой слободы» увлекся кофе и в последующем пить кофе обязывал всех гостей на своих увеселительных «ассамблеях». Однако массе россиян пришелся по душе чай, который очень уважала и императрица Екатерина И.

Читайте также:  Как определить качество чая – советы от опытных титестеров

Она лично следила за прибытием из Китая «чайных караванов» и благоволила развитию в Санкт-Петербурге производства отечественной чайной посуды.

В ту пору расцветало искусство чайной посуды на знаменитом Императорском фарфоровом заводе (переименован в Ломоносовский при советской власти).

Путешествие чая из Китая в Нижний Новгород, а затем в Москву и Санкт-Петербург было долгим. Весь путь его от мест производства составлял около 18 тыс.

км и длился 1618 месяцев: на верблюдах через пустыню Гоби, затем на лошадях и возах через сибирскую тайгу и на лодках через многочисленные реки.

Прибытие каравана на Ирбитскую и Макарьевскую ярмарки Нижнего Новгорода каждый раз было большим событием для россиян. Особенно охочими до чая оказались москвичи, и Москва быстро стала «чайной столицей» России.

Исторический роман Г. П. Данилевского о событиях начала XIX в. «Сожженная Москва» (во время нашествия Наполеона) изобилует упоминаниями о чае, который пили в самых разных ситуациях, наслаждаясь им и веря в его жизненные силы. Примером может служить такая выдержка.

«Митя все время, пока готовили ему комнату и делали повязку, был в лихорадочном полузабытьи и слегка бредил.

Но когда он выпил стакан горячего, душистого чаю и жадно потребовал другой с «кисленьким» и когда раскрасневшаяся седая и полная Ефимовна принесла и подала ему его любимого барбарисового варенья, глаза Мити засветились улыбкой бесконечного блаженства…»

Заметим, что к концу эпохи Екатерины II ее подданные потребляли ежегодно количество чая, измеряемое «шестью тысячами нагруженных верблюдов».

Китайцы снаряжали караваны по 200—300 верблюдов, и каждый верблюд нес на себе ящики с чаем («цыбики») общим весом 600 фунтов. Таким образом, в год россиянам поступало тогда 2—3 тыс.

«чайных караванов», доставлявших 3,6 млн. фунтов китайского чая. Это примерно 1633 тонн.

Ряды поклонников чая полнились, и число караванов с каждым годом росло. «Караванный путь» оставался единственным для чайных поставок вплоть до открытия в 1880 г. первых участков Транссибирской железнодорожной магистрали. С того времени начался также завоз чая из Индии и с Цейлона — везли его морским путем до Одессы.

Спрос на чай в стране продолжал расти, чаепитие стало неотъемлемой частью российского образа жизни. Распоряжением царя в 1886 г. чай включают в число основных продуктов армейского довольствия.

Мастеровые и ремесленники в договорах с предпринимателями указывают три составляющие своей заработной платы: денежное жалование, харчи и чай.

О чае не забывали думать и тогда, когда человек бедствовал. Читаем у Н.С. Лескова в романе «На ножах»: «Заработок у Висленева почти равнялся тому казенному жалованию, которого… едва достает на чай и сахар». С. Н. Дурылин, рассказывая о московском быте, отмечал, что чай пили даже самые бедные студенты, хотя и могли купить всего осьмушку самого дешевого чая.

В первый год XX в. Россия ввезла уже около 57 тыс. тонн чая — больше, чем любая другая страна. Ассортимент чая был велик благодаря предприимчивости многих российских купцов, делавших на чайной торговле целое состояние.

С екатерининской эпохи берет начало «чайное дело» Петра Боткина, купца 1й гильдии, который не однажды ездил в Кяхту менять меха, кожи и сукно на большие партии китайских чаев. В первой половине XIX в.

он стал крупнейшим отечественным чаеторговцем. Его сыновья продолжили дело, и «Боткинские чаи» оставались знаменитыми вплоть до Первой мировой войны. В XIX в.

расцвело также чайное дело Перловых и Поповых, позже возникли чайные компании Кузнецова и Высоцкого.

В китайских лавках в Москве, по свидетельству С. Н. Дурылина, можно было найти богатый выбор чая. Москвичи уважали зеленый «Жемчужный отборный» и «Императорский лянсин» (лунцзин), пили белый чай «Серебряные иголки», желтый «Юнфачо с цветами». Популярными были фуцзяньские и сянганьские байховые черные чаи.

Особенно знатными считались «фамильные» сорта под названиями «Царский букет» или «Редкостный ханский», «Ханский розанистый». Очень ценились ароматные «цветочные чаи», т. е. чаи с большим количеством «типсов». Широкому покупателю шли сорта попроще — под номерами (от 1 до 6го), а также плитки кирпичного чая.

Увлечение чаем уже к середине XIX в. охватило широкие массы российского населения. Помногу его пили господа и многие горожане, «баловались» им и на селе, и в крепостных вотчинах. А московские купцы да извозчики были главными знатоками чая, который подавали во всех трактирах, харчевнях, постоялых и ямских дворах.

В России с давних времен было много традиционных напитков, добрых по вкусу и хороших к случаю: медовуха, клюквенные и брусничные морсы, квас, а то и огуречный рассол. Тем не менее, заморский продукт «чай» неуклонно теснил их. Чай бодрил и согревал, и хворь прогонял, и настроение поднимал.

Быстро согревал с мороза и особенным образом освежал после сенокоса либо после жаркой бани, мог снять озноб при простуде и прогнать хмель из затуманенной головы, снять ощущение переполнения желудка после обильного обеда и помочь при расстройстве желудка, когда ничто кроме чая с сухарями невозможно принять.

Оценили чай на Руси!

Чаю обязано широкое развитие в России самоварного производства, которое возникло во второй половине XVIII в. на Урале и затем стало надолго главным делом тульских мастеров. Фабрика Василия Ломова, открывшаяся в Туле в 1812 г.

, стала столь знаменитой качеством создаваемых на ней самоваров, что была удостоена царской милости носить государственный российский герб. Многие годы на нижегородских ярмарках в большой цене были самовары мастеров Баташовых и Ломовых, а также Тейле, Ваныкиных, Воронцовых, Шемариных, и эти самовары непременно носили именное клеймо фирмы.

Мастера самоварного дела демонстрировали не только умение владеть металлом, но и высокий художественный вкус, богатую фантазию. Создавались самовары самой различной формы и дизайна, небольшие, среднего размера и невероятно большие для трактиров и больших семей.

В богатых купеческих семьях держали несколько самоваров разного размера и формы, гордились серебряным самоваром, а чай пить собирались в отдельной комнате — подобно тому, как китайцы и японцы устраивали свои чайные церемонии в отдельных помещениях.

Что касается самого устройства этого водогрейного аппарата, то он был в своей сути един: стены, кувшин, круг, шейка, поддон, ручки, репейка, стебло крана, ветки, донышко, решетка, душничек, подшишек, деревянные приделы, конфорка и заглушка. В наше время все эти слова — экзотика. Но это — наша история, «самоварный дымок Отечества», который нам по сей день сладок и приятен.

Романы и повести русских писателей того времени дают много картин чаепития за столом, увенчанным самоваром, который не только кипятил «как надо» воду, но и грел на своей конфорке заварочный чайник. К тому же он в какое-то время «пел», «шипел», «сопел», «фыркал», «гудел»…

Да мало ли звуков он издавал, радуя на праздниках большую семью либо скрашивая жизнь в непогоду, в несчастье, в одиночестве.

В середине XIX в. модным было располагаться со своим самоваром на природе, где особенно отрадно вкушать всю прелесть чая.

На летних праздниках в парках Москвы гуляющей публике предлагался из больших самоваров ароматный чай, а тут же — и крендели, и пироги, и пирожки.

Описание таких гуляний с чаем из самовара в Марьиной Роще и в Сокольниках можно почерпнуть из мемуарного сборника «Московская старина».

Увлечение чаем стимулировало, как уже было сказано, производство чайной и другой посуды на Императорском фарфоровом заводе, основанном в 1744 г. в Петербурге указом императрицы Елизаветы Петровны.

При императрице Екатерине II завод стал изготавливать изысканные фамильные чайные сервизы и достиг высоких показателей качества, не уступая саксонскому фарфору. Получив в 1925 г. имя М.В. Ломоносова, завод по сей день остается флагманом российского фарфора.

Марка «ЛФЗ» приобрела широкую известность, особенно после внедрения специалистами завода особенной технологии изготовления костяного фарфора: тонкостенного, почти воздушного и прозрачного, по-особенному звонкого. А посуду для чая делали в Дулеве, Вербилках, Гжели, многих других местах.

Широкая российская публика в купеческих, крестьянских домах и трактирах пила чай из фаянсовой посуды. В середине XIX в. в светских кругах, салонах и среди интеллигенции модным стало, особенно для мужчин, пить чай из стакана резного стекла, вставленного в изящный серебряный подстаканник.

Стакан с подстаканником прижился в России надолго. В советские времена так чай неизменно подавали в кабинетах начальников. Со временем в дешевом алюминиевом исполнении подстаканники с простым тонким стаканом стали приметой общепита.

Иностранцы, посещавшие кабинеты высоких советских начальников, всегда с большим любопытством рассматривали подаваемый во время деловой беседы «русский чай в стакане с подстаканником», и часто им тут же дарили этот чайный прибор на память.

Таким образом, за рубежами России укреплялось понятие русского чая именно в таком исполнении. А сам способ пить чай из стакана в подстаканнике, пережив все сложности непростой российской жизни XX в.

, уверенно вошел вместе с чаем в жизнь россиян XXI в.

Многое можно узнать о русском чаепитии из классики русской литературы. Читаем у А. С. Пушкина в романе «Евгений Онегин» строки о том, как Татьяна Ларина пишет письмо-признание Евгению Онегину…

  1. «Она зари не замечает,
  2. Сидит с поникшею главой
  3. И на письмо не напирает
  4. Своей печати вырезной.
  5. Но, дверь тихонько отпирая,
  6. Уж ей Филипьевна седая
  7. Приносит на подносе чай.

«Пора, дитя мое, вставай…»

Итак, с чашки чая начался для Татьяны день томительного ожидания. Тем временем «приехал Ольгин обожатель», и в доме Лариных накрывают стол…

  • «Смеркалось; на столе, блистая,
  • Шипел вечерний самовар,
  • Китайский чайник нагревая;
  • Под ним клубился легкий пар.
  • Разлитый Ольгиной рукою,
  • По чашкам темною струею
  • Уже душистый чай бежал,
  • И сливки мальчик подавал;
  • Татьяна пред окном стояла,
  • На стекла хладные дыша,
  • Задумавшись, моя душа,
  • Прелестным пальчиком писала
  • На отуманенном стекле

Заветный вензель О да Е…»

  1. И еще мы находим в романе авторское отступление, в котором также речь о чае:
  2. «И чай несут. Люблю я час
  3. Определять обедом, чаем И ужином.
  4. Мы время знаем
  5. В деревне без больших сует:

Желудок — верный наш брегет…»

В «Станционном смотрителе» мы узнаем, что первая забота героя повести, приехавшего на станцию после проливного дождя, была поскорее переодеться, вторая — спросить себе чаю… «Эй, Дуня! — закричал смотритель, — поставь самовар да сходи за сливками». При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени. Красота ее меня поразила…»

Данная информация опубликована с сайта http://chai.rb1.ru

Источник: https://magazin-samovarov.ru/about_samovars/chai/chai4/

Ссылка на основную публикацию